06.11.2020
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид: практико - ориентированный
Проблема
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речевых процессов говорения и понимания, является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Из-за недостаточно правильно сформированной речи в дошкольном возрасте, ребенок плохо адаптируется в школе.
Цель: создание условий для развития речи детей с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях детского сада.
Задачи
1. Создать эффективную систему управления проектом, включающую мониторинг, механизмы оценки результативности Проекта.
2. Создать систему обучения развитию речи дошкольников в рамках образовательной области «Речевое развитие», раскрывающую структурно - содержательные, организационно – деятельностные и операционно-технологические основы коммуникативного воспитания.
3. Обеспечить развитие развивающей предметно-пространственной среды.
4. Обобщить опыт работы педагогов по речевому развитию через участие в конкурсах различного уровня.
5. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам становления связной речи детей. Новизна Проекта заключается в комплексном использовании эффективных и современных форм работы по речевому развитию дошкольников.
Участники: Воспитанники, педагоги, родители (законные представители)
Срок
Проект рассчитан на 3 года
Этапы реализации
1 этап – подготовительный – 2020г.
2 этап – основной – 2021 г.
3 этап – заключительный – 2022 г
Ожидаемые результаты
Для воспитанников: повышение уровня компетентности воспитанников:
- высокий уровень сформированности коммуникативных навыков, высокий уровень владения конструктивными способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми на выходе в школу;
- расширение объема пассивного и активного словаря;
- повышение эмоциональной выразительности речи.
Для педагогов:
- повышение компетентности в области речевого развития детей;
- создание развивающей предметно-развивающей среды, обеспечивающей речевое развитие детей;
- достижение педагогами высокого уровня квалификации в вопросах коммуникативного воспитания дошкольников;
- популяризация инновационного опыта работы детского сада
Для родителей (законных представителей):
- активное участие родителей (законных представителей) в образовательном процессе; обогащение психолого-педагогической знаниями в области развития речи детей; удовлетворѐнность родителей (законных представителей) образовательным процессом
Основное содержание проекта
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое речетворчество, способствовали формированию коммуникативных навыков, культуры общения, умению кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, созданию языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
Современные педагогические технологии, такие как синквейны, мнемотаблицы, кинезиология, биоэнергопластика, театрализация, помогают реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.
Ресурсы
Кадровые ресурсы: подбор, расстановка и дополнительное обучение педагогов в соответствии с требованиями к уровню их подготовленности: компетентность, инициативность, профессиональное мастерство.
Материально-технические ресурсы: оснащенная материально-техническая база детского сада, развивающая предметно-развивающая среда в группах, оборудованные и оснащенные участки дошкольных групп.
Информационно-методическая среда: теоретико - практические, учебно - методические семинары, педагогическая мастерская, недели педагогического мастерства и т.п. Информационные ресурсы: теоретические работы, учебно-методические комплекты по развитию речи, дополнительная и справочная литература, электронные пособия, программно - методические материалы, дидактические игры, дидактический материал, интернет - ресурс.
Мотивационные ресурсы: система морального и материального поощрения педагогов. Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов регламентирующего характера
Партнеры: библиотека и СДК с. Мостовского, другие дошкольные образовательные организации.
Целевые группы и их интересы в проекте
Воспитанники:
- формирование коммуникативной компетенции;
- развитие способности к исследовательской и проектной образовательной деятельности, вовлечение в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых воспитанники научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли в свободной форме; формулировать свои интересы и осознавать собственные возможности
Педагоги:
- осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта;
- определение собственного уровня педагогического мастерства;
- представление собственных научно-методических достижений;
- обобщение опыта, публикации научно-методических материалов;
- творческое самовыражение.
Родители (законны представители): совместные проекты, творческие задания с воспитанниками и педагогоами- детского сада; психолого - педагогическое просвещение по речевому развитию дошкольников;
Администрация:
- мониторинг уровня профессионализма педагогов;
- представление материалов на награждение педагогов;
- изучение и систематизация материалов, накопленного в ходе реализации Проекта;
- создание информационно-методического банка, предназначенного для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников.
Источники финансирования:
- внебюджетные средства;
- бюджетные средства
План-график выполнения Проекта
Подготовительный этап
1. Мониторинг кадрового потенциала.
2. Постановка цели и задач, определение направлений деятельности проекта.
3. Анализ развивающей предметно-пространственной среды дошкольных групп
4. Анкетирование родителей (законных представителей) по выявлению образовательных запросов.
5. Разработка планов, схем по оснащению развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах.
Основной этап
Мероприятия по оснащению РППС
1. Оборудование и оснащение уголков речевого развития в каждой группе.
Мероприятия с педагогами
1. Заседания творческой группы по вопросам организации и реализации основных направлений проекта
2. Участие педагогов в конкурсах различного уровня по направлению речевое развитие
3. Распространение опыта работы педагогов детского сада по речевому развитию
4. Повышение профессиональной компетентности и квалификации педагогов (прохождение курсов)
5. Разработка и апробация рабочей программы по развитию речи.
6. Методические рекомендации, консультации, семинары - практикумы, мастер-классы и др. формы по вопросам речевого развития дошкольников
7. Участие педагогов в вебинарах, видеоконференциях
Мероприятия с родителями (законными представителями)
1. Участие семей воспитанников в творческих конкурсах, проектах.
2. Совместные заседания педагогических советов по речевому развитию дошкольников
3. Обогащение развивающей предметно - пространственной среды с привлечением родителей (законных представителей)
4. «Копилка для родителей» - памятки, практические задания, советы, рекомендации для родителей (законных представителей) (в уголках для родителей, раздаточный материал)
Мероприятия с воспитанниками
1. Конкурсы стихов, театрализованных представлений
2. Литературные, интеллектуальные игры по произведениям детских писателей и поэтов
3. Литературная гостиная с участием сотрудников сельской библиотеки
4. Экскурсия в библиотеку с. Мостовского.
5. Проведение открытых занятий, мероприятий
6. Неделя книги и театра (ежегодно)
Заключительный – 2020 г
1. Анализ и оценка результатов реализации Проекта.
2. Размещение на сайте детского сада результатов реализации Проекта
3. Мониторинг эффективности реализации Проекта: динамика уровня достижений воспитанников, результаты участия воспитанников, педагогов в мероприятиях различного уровня по направлению речевого развития, анкетирование педагогов, родителей (законных представителей)
4. Определение результативности реализации проекта путем анализа данных мониторинга
5. Выпуск информационно-методического вебинара по итогам реализации проекта
Перспективы дальнейшего развития Проекта
В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов во взаимодействии детского сада семьями воспитанников не только в области речевого развития, но и в эффективном решении задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, установятся прочные связи со школой в решении проблем преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Накопленный опыт и материал будет обобщен и представлен педагогическому сообществу как на уровне города на заседаниях ГМО, так и на уровне области (конкурс профессионального мастерства, научно-практические конференции и др.).
В дальнейшем будет продолжена работа по:
- реализации образовательных программ по речевому развитию и апробации новых программ формирования коммуникативных способностей у дошкольников;
- расширению учебно-дидактического комплекса для детей дошкольного возраста, совершенствованию развивающей предметно - пространственной среды;
- активизация работы консультационного пункта для родителей (законных-представителей) детей, не посещающих детский сад по вопросам формирования коммуникативной компетенции дошкольников.